текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
текст, описывающий картинку
Мой_канал

Развитие дивергентного мышления на уроках физики посредством решения заданий открытого типа
[ Скачать с сервера (62.1 Kb) ]16.06.2018, 07:03

Развитие дивергентного мышления на уроках физики посредством решения заданий открытого типа.

Аннотация. В данной статье рассмотрен один из методов развития дивергентного мышления – решение учебных заданий открытого типа. Дивергентное (в буквальном переводе расходящееся) мышление – креативное, творческое мышление, применяется обычно для поиска множества решений одной задачи, исходя из одних и тех же данных и условий. Традиционные учебные задания закрытого типа не способствуют развитию дивергентного мышления, так как предусматривают выполнение действий по алгоритму и проверяют определенные знания и умения. Решение заданий открытого типа способствует высокой познавательной активности обучающихся, так как сопряжено с развитием творческих способностей интеллекта.

 

Современному развивающемуся обществу нужны мобильные, креативные смело мыслящие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные риски и последствия. Сможет ли наш сегодняшний обучающийся соответствовать в будущем современным вызовам? Уверен, что да, но при условии, что мы своевременно обратим внимание на формирование и развитие у него необходимых компетентностей, в том числе и дивергентно мыслить.  В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений является набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.

Образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности обучающихся, является технология развития дивергентного мышления. Особенности развития дивергентного мышления не позволяют надеяться, что оно будет развиваться одновременно с усвоением знаний. Творческие способности интеллекта, отвечающие за развитие дивергентного мышления, не задействуются при решении простых учебных заданий закрытого типа. Анализ школьной учебно-методической литературы по физике показал, что в ее содержании очень редко встречаются задания на развитие дивергентного мышления. Специально разработанных систем заданий, ориентированных на развитие у школьников дивергентного мышления, недостаточно.

Опыт педагогической деятельности показывает, что в системы заданий на развитие дивергентного мышление, которые мной активно применяются заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся. В качестве примера, иллюстрирующего развитие дивергентного мышления, использование учебных заданий открытого типа в рамках урока физики 7 класса по теме «Рычаг. Условие равновесия рычага». На этапе закрепление на ряду с задания закрытого типа, проверяющими обязательный образовательный минимум, использую задания открытого типа. Описание таких заданий с поэтапным решением приведено ниже.

Задача на условие равновесие рычага (расчетная).

На большее плечо длиной 40 см действует сила 20 Н. Определите длину второго плеча и величину силы, действующей на него, если рычаг находится в состоянии равновесия.

Рассмотрим решение задачи.

Дано:

СИ

Решение:

 = 20 H

l1 = 40 см

 

= 0,4 м

По условию задачи рычаг находится в состоянии равновесия, поэтому запишем условие равновесия рычага:

В формуле две неизвестных величины – как решать?

Найти:

 

 = ?

l2 = ?

 

При беглом поверхностном анализе исходных данных задача является нерешаемой, так как содержит две неизвестных величины – длину второго плеча и величину силы, действующую на него. Данных для составления второго уравнения, а затем системы двух уравнений для нахождения двух неизвестных недостаточно.

Попробуем решить задачу нестандартным путем, без системы уравнений.

Перенесем неизвестные величины в левую часть, а известные в правую часть выражения и подставим известные численные значения:

Проанализируем полученный результат – произведение силы  на длину плеча  равно 8 Н*м, значит ответом в задаче является пара чисел произведение, которых равно 8. Но таких ответов множество! Какой  или какие ответы выбрать?! Обратимся еще раз к условию задачи – до сих пор мы не использовали в решении информацию, что второе плечо меньшее. Тогда ответ можно представить в следующем общем виде – искомые величины это пара чисел, удовлетворяющая условиям: 0 м < < 0,4 м, таково, что произведение  должно быть равно 8.

Задача на условие равновесия рычага (графическая).

Два груза весом по 1 Н закрепили в крайнее левое (четвертое от точки опоры) отверстие. Уравновесьте рычаг используя все грузы – в вашем распоряжении три груза по 1 Н.

Проблема в решении задачи заключается в том, что одновременно и вместе использовать три груза для уравновешивания рычага нельзя (ТРИЗ: техническое противоречие – грузов должно быть три, но не может быть три). Разрешить это техническое противоречие можно если грузы разделить, например, два и один или все три груза по отдельности – фактически грузов осталось три, но теперь их можно подвесить в разных точках!

Дальнейшее решение сводится к подбору условий когда рычаг будет уравновешен. ТРИЗ отрицает МПиО, поэтому решение можно упростить, используя элементы комбинаторики. Но более изящное решение получается если представить задачу графически.

Вспомним условие равновесия рычага с применением понятия момент силы (правило моментов): рычаг находится в равновесии, если сумма моментов сил, стремящихся вращать рычаг в одном направлении, равна сумме моментов сил, стремящихся вращать его в противоположном направлении.

Графическим толкованием полученному результату будет площадь фигуры заключенной между вектором силы и плечом рычага. Момент силы вращающий рычаг против часовой стрелки равен 8 Н*м (в масштабе рисунка это соответствует 8 клеткам), чтобы рычаг находился в равновесии момент силы вращающий по часовой стрелке также должен быть равен 8 Н*м. Решение задачи будут фигуры изображенные справа общей площадью 8 клеток.

Возможные варианты решения задачи представлены на следующих рисунках. Решений может быть еще больше если все три груза размещать по отдельности.

Возникает вопрос – как оценивать такие задачи? Конечно же обязательным условием оценки является критериальность и уровень представленного решения. Критерии оценивания расчетных задач общеизвестны и останавливаться на этом вопросе не имеет смысла. Что касается уровней решения заданий открытого типа, то условно можно выделить три уровня.

Высшим уровнем считается наличие решения в общем виде с аргументированным обоснованием.

Средний уровень – одно или несколько частных решений задачи с обоснованием полученных результатов, но без указания необходимых и достаточных условий общего решения.

Низший уровень – решение не доведено, остановилось на стадии необходимости составления второго уравнения и системы уравнений (учебная проблема выявлена, но не преодолена), либо представлено правильное частное численное решение без обоснования («наугад»).

Вывод. Использование заданий открытого типа на уроках физики способствует развитию дивергентного мышление обучающихся. Как правило поиск иных, нестандартных способов решения задачи происходит за счет межпредметной интеграции, что способствует нивелированию предметной условности обучения и выработке надпредметных умений.

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Виноградов
Просмотров: 52 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: